Skip to content

Обжалование решений, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц

Законодатель четко регламентирует правоотношения, связанные с реализацией гражданином закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления.

В основном, названные правоотношения регламентированы Федеральным законом от 2 мая 2006 г. №  59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее – Закон), ниже приведены основные существенные его положения.

Так, согласно ст. 2 Закона граждане имеют право обращаться лично, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам.

Граждане реализуют право на обращение свободно и добровольно. Осуществление гражданами права на обращение не должно нарушать права и свободы других лиц.

Рассмотрение обращений граждан осуществляется бесплатно.

Из ст. 5 Закона следует, что при рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право:

представлять дополнительные документы и материалы либо обращаться с просьбой об их истребовании, в том числе в электронной форме;

знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну;

получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов;

обращаться с жалобой на принятое по обращению решение или на действие (бездействие) в связи с рассмотрением обращения в административном и (или) судебном порядке.

Из ст. 6 Закона усматривается, что запрещается преследование гражданина в связи с его обращением в государственный орган, орган местного самоуправления или к должностному лицу с критикой их деятельности либо в целях восстановления или защиты своих прав, свобод и законных интересов.При рассмотрении обращения не допускается разглашение сведений, содержащихся в обращении, а также сведений, касающихся частной жизни гражданина, без его согласия.

Согласно ст. 7 Закона гражданин в своем письменном обращении в обязательном порядке указывает либо наименование государственного органа или органа местного самоуправления, в которые направляет письменное обращение, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо должность соответствующего лица, а также свои фамилию, имя, отчество (последнее — при наличии), почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения, излагает суть предложения, заявления или жалобы, ставит личную подпись и дату.

В случае необходимости в подтверждение своих доводов гражданин прилагает к письменному обращению документы и материалы либо их копии.

Обращение, поступившее в форме электронного документа, подлежит рассмотрению в порядке, установленном Законом. В обращении гражданин в обязательном порядке указывает свои фамилию, имя, отчество (последнее — при наличии), адрес электронной почты, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения. Гражданин вправе приложить к такому обращению необходимые документы и материалы в электронной форме.

Из ст. 8 Закона следует, что гражданин направляет письменное обращение непосредственно в тот государственный орган, орган местного самоуправления или тому должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.

Письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения.

Запрещается направлять жалобу на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, решение или действие (бездействие) которых обжалуется.

Из ст. 9 Закона усматривается, что в случае необходимости рассматривающие обращение государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо может обеспечить его рассмотрение с выездом на место.

Согласно ст. 10 Закона государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо:

обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости — с участием гражданина, направившего обращение;

запрашивает, в том числе в электронной форме, необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия;

принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина;

дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов;

уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.

Из ст. 12 Закона следует, письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.

При этом, согласно ст. 5.59 кодекса РФ об административных правонарушениях, нарушение установленного законодательством РФ порядка рассмотрения обращений граждан, в том числе юридических лиц, должностными лицами государственных органов, органов местного самоуправления влечет наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

Таким образом, как это видно из приведенных законоположений у граждан, направивших обращение соответствующие названным требованиям, имеются установленные права, а у должностных лиц его разрешающих – обязанности, а также ответственность за ненадлежащие рассмотрение обращения.

Однако, одна из самых неприятных характерных черт некоторых должностных лиц состоит в несвоевременном рассмотрении ими обращений, а в отдельных случаях в их игнорировании.

При этом, отдельные должностные лица, не вникая в суть обращения, не принимая мер направленных на восстановление или защиту нарушенных прав гражданина, дают ответ на обращение в последний день его разрешения.

В результате чего некоторые граждане годами вынуждены обращаться к должностным лицам в надежде, что их правовая ситуация будет объективно рассмотрена должностными лицами.

Однако, как показывает практика, повторные обращения граждан в нарушение положений названного Закона вновь поручаются для исполнения тем же должностным лицам, которые давали ответ на первичное обращение, в результате чего права граждан остаются нереализованными.

Если у Вас сложилась именно такая ситуация, поручают Ваши обращения для разрешения одним и тем же должностным лицам, должностные лица не обращают внимания на Ваши доводы, Вам не даются ответы по существу поставленных в обращении вопросов,дают Вам ответы «под копирку», прекратили с Вами переписку,не ознакомили вопреки Вашему заявлению с материалами Вашего обращения,Ваши права не восстановлены, в таком случае, мы предлагаем нашу юридическую помощь по обжалованию решений, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц.

Сразу после обращения, наши специалисты, имеющие юридический стаж свыше 15 лет, в период службы, разрешившие тысячи обращений по различным вопросам, хорошо знающие специфику работы с обращениями в государственных органах, вырабатывают тактику Вашей юридической защиты, оценят перспективы, подготовят необходимые документы, а также добьются от государственных органов и должностных лиц восстановления Ваших прав.

Мы в кратчайшие сроки подготовим для Вас мотивированные обращения во все необходимые органы государственной власти, прокуратуры и при необходимости обратимся в суд для восстановления Ваших прав.

Мы готовы решить Ваши проблемы следующим образом.

  1. Добиться от должностных лиц в полном объеме восстановления Ваших прав.
  2. Добиться от должностных лиц в полном объеме восстановления Ваших прав и принять меры для их привлечения за допущенные нарушения к административной ответственности.

Действуя исключительно законными методами, примем эффективные меры для восстановления Ваших прав.

Территориально мы находимся в г. Москве, дистанционно работаем на всей территории России, имеем представителей в ряде регионов России.